Наш автобус приближался к Рамешвараму. Я и представить себе не могла, сколько смыслов и какая глубина откроется мне в этом поистине сакральном, мистическом месте Южной Индии. Этот почитаемый всеми индуистами город находится на краю полуострова Индостан. Причем не на самом материке, а на прилегающем к нему небольшом островке в районе Бенгальского залива.
Рамешварам переводится с санскрита как «Место бога Рамы». И является одним из семи самых значимых священных мест для паломничества в Индии. Но я бы сказала больше: это священное место для всего человечества. Но об этом чуть позже…
Чтобы попасть на остров мы пересекли море по мосту имени Индиры Ганди. Как только въехали на него, наш водитель - Абикумар включил музыку. Из колонки полились нежные индийские мелодии - мантры, посвященные Сите и Раме. Эти песнопения не просто трогали сердце, они будто пробуждали в душе что-то родное и давно забытое. Буквально доставали из глубин древней памяти события давно минувших лет.
Пусть многие люди бурно спорят о существовании реинкарнации. Лично для меня это данность. Это то, что не нужно подтверждать и кому-то доказывать. Это то, что ты и так знаешь, чувствуешь каждой клеткой своего тела. Она есть, существует, а иначе: зачем всё это?! Чтобы родиться на земле, прожить столько-то лет и уйти в небытие?..
Когда я сталкиваюсь с событиями, имеющими отношение к прошлым жизням, моя душа это всегда чувствует. А тело покрывается волнами мурашек так, что волосы на коже становятся дыбом. Будто электрический ток проходит по всем нервам, а в груди взрываются мириады чувств, среди которых могут мелькать образы и картинки разных эпох.
Вот и в этот раз, когда ехали по мосту, со мной творилось нечто подобное. Словно море бурлило внутри меня, заставляя сердце бешено стучать. Я отвернулась к окну, потому что слезы нескончаемым потоком текли из моих глаз. Открывались старые заслонки, мешающие проявляться чувствам в полную силу. Когда ты соприкасаешься с Великой Силой Любви и подвига, все это входит в твою душу. В неё будто вносят горящий факел божественного света. И твоя искра загорается еще ярче. Ну а сердце расширяется и становится очень чувствительным - способным любить еще больше. Видимо именно для роста человеческого сознания, воспитания добродетелей и высоты духа существуют легенды о мифических подвигах героев, изложенные и сохраненные в древних ведах.
Море обнимало нас со всех сторон. Я никогда еще не видела такого количества судоходных кораблей и барж в одном месте. Как будто целый флот разместился по обе стороны гавани и готовился к чему-то торжественному. Это впечатляло!
Наконец, мы въехали в город и разместились в уютном отеле. Пообедав, тут же отправились в храм бога Шивы - Раманатхасвами, в котором находится бесценная реликвия – джьотирлингам. Всего же их в Индии двенадцать.
Джьотирлингамы это особо почитаемые, самопроявленные, то есть нерукотворные лингамы. В переводе с санскрита слово «jyotirlinga» означает «сияющий лингам» или «лингам света». По индуистским поверьям - тот, кто раскрыл в себе духовное знание, может увидеть эти лингамы в виде столпа света или огня, пронзающего небо и землю, не имеющие ни конца, ни начала. Что свидетельствует о всемогуществе Шивы.
Этот самый южный джьотирлингам в Рамешвараме, связан с легендой о Сите и Раме. В древнеиндийском эпосе «Рамаяне» описана великая битва во имя любви и справедливости между благородным царевичем Рамой и коварным ракшасом Раваной, похитившим его благоверную супругу Ситу. Это была не просто битва, а битва между добром и злом.
Равана был ведическим брахманом, но он использовал дарованные ему знания и могущественную силу в корыстных целях. А потому стал демоном и вершил неблаговидные дела. После разгрома войск ракшасов принц Рама, возвращаясь с острова Ланки, остановился на берегу Бенгальского залива, чтобы освободить себя от негативной кармы. Он понимал, что убийство брахмана само по себе является тяжким грехом. И нужно было совершить очищающий обряд для его искупления.
Немного отойдем в сторону и поразмышляем на тему воздаяния – или же кармы. Перед тем, как отправиться на сражение с ракшасами, Рама обращался в молитве к Всевышнему, как ему поступить. На что по преданию, ему был дан ответ, что добросовестный человек никогда не терзает себя сомнениями. И эта ситуация не о греховности или доблести. Ты делаешь то, что должен, когда на твоих глазах происходит злодеяния, дабы положить конец злу. Всё зависит только от состояния и мотива - творится ли это действие в отрешенности или преследует эгоистическую цель.
То есть, мы всегда несём ответственность за все наши деяния, впрочем, как и за бездействие тоже. Закон кармы - или по-нашему закон причинно-следственных связей - существует для всех. Это космический закон, обойти который невозможно никому. Но без любви в сердце и внутренней связи со своим высшим началом, порой очень трудно принимать правильные решения, а впоследствии нести ответственность.
Для очищения от греха после убийства Раваны, Рама должен был совершить поклонение Шиве. А для этого ритуала нужно было привезти лингам с самого Кайласа. Рама посылает за ним своего верного друга – сына бога ветра - царя обезьян Ханумана. Ведь только он мог справиться с таким заданием и привезти лингам до заката.
Солнце клонилось к горизонту, а Ханумана всё нет и нет… И тогда Сита построила лингам, напоминающий пасхальный куличик, прямо из песка. В последних предзакатных лучах солнца была проведена молитва в окружении волн океана, на которую явился сам Творец Шива со своей супругой Парвати. Они благословили Раму, сняв с него этот грех.
Когда Хануман вернулся с лингамом, то расстроился, что его не дождались. И он хотел смахнуть хвостом песчаный лингам Ситы. Но тот стал словно каменный, ведь он был освещен присутствием Творца. Так появился один из двенадцати джьотирлингамов. Рама не хотел обижать Ханумана и сказал, что в таком случае в этом месте будут стоять два лингама. Первому будут поклоняться лингаму, что, принес Хануман, а только потом, что сотворила Сита.
Впоследствии в память о священном жертвоприношении Рамы на том месте возвели храм Раманадхасвами. А его главным символом стал джьотирлингам, который напоминал местным жителям об истории, ставшей легендой и передававшейся из поколения в поколение до наших дней.
На мой взгляд, истории и легенды древней Индии повествуют о законах мировых, космических. Они не принадлежат лишь индуистской культуре и религиозным воззрениям. Они принадлежат всему человечеству. А потому я всегда стараюсь увидеть взаимосвязь в символике, древних мифах и преданиях с нашими поверьями, с тем, что близко каждому человеку независимо от национальной и культовой принадлежности.
Хочется обратить внимание на некоторые моменты. Вот, например, Сита могла быть освобождена Хануманом, когда тот нашел ее, чтобы передать весточку от Рамы о ее скором освобождении. Он в два счета мог бы перенести её через океан. Но она отказалась, отдав взамен только кольцо, чтобы Рама убедился, что это действительно она. Она не смогла лишить Раму подвига во имя любви. Ведь тогда бы он не выполнил своей миссии и не убил бы Равану. В наше время такой поступок выглядел бы крайне странно. В то же время это даёт возможность оценить силу подвига, самопожертвования и глубину следования дхарме – то есть нравственным устоям, которые присутствовали в людях того времени. Ощутить силу и величие духа воплощенного божества Рамы в облике обычного человека.
И еще интересная история с песочным куличиком Ситы. По моему мнению, она очень точно отражает суть и настоящую духовную силу подлинной молитвы. Ведь, по сути, не так важны сами ритуалы и атрибутика, как сила искреннего раскаяния, исходящего из сердца. Именно это позволило свершиться явлению самого Шивы и одухотворить даже то, что она соорудила из обычного песка.
В наше время, люди очень часто бьют поклоны и читают молитвы не от сердца, а по догме, потому что так принято. Или ведут торговые взаимоотношения с Богом, все время что-то прося в обмен на свои действия. Раскаиваются в грехах, а потом делают тоже самое. Не понимают, что сами себя наказывают…
Самое главное - это то, что нами движет при совершении какого-либо действия. Делаем ли мы что-то из страха, потому что боимся, или из привязанности к результату, страстно желая получить то, к чему стремимся. Или, все же, потому что не можем не делать и глубоко внутри считаем, что так правильно. При этом не ждем результата, а живем дальше свою жизнь. Закон сохранения энергии: «ничто не исчезает в никуда, как и ничто не появляется из ниоткуда».
Мистики верят, что энергия покаяния до сих пор витает в этом месте.
Храм Раманатхасвами, посвященный богу Шиве, является теперь одним из важнейших паломнических центров в Индии. Его центральная часть была построена во времена могущественной царствующей династии Чола. Наибольшую часть этого комплекса занимает коридор длиной 1219 метров, с гранитными колоннами. Этот коридор признан одним из высочайших достижений индийской архитектуры. Поистине - это настоящий шедевр! Колонны украшены сложной резьбой и изображениями мифических существ и сцен из индуистской мифологии. А потолки разрисованы яркими геометрическими орнаментами, которые по своей структуре напоминают мандалы. А если приглядеться, то… чакральную систему энергетического строения человека!
Самый старый – это первый коридор, датируется XII веком. В нем живёт главное божество. Второй коридор не менее впечатляющий. В нем располагаются 108 шивалингамов, как символ вселенской полноты и космической гармонии.
Я думаю, что каждый лингам соответствует этапу очищения сознания, ведущего адепта на пути от материального к абсолютному (мокше). А паломничество к 108 шивалингамам символизирует преодоление 108 кармических уз.
Шива, разрушающий иллюзии, представлен в 108 формах, каждая из которых раскрывает аспект его силы и милосердия. Это напоминает о том, что божественное пронизывает все уровни реальности.
Число 108 – обладает священной духовной, космической силой и связывает воедино всё бытие. А шивалингам является самим воплощением космической силы. Таким образом, 108 шивалингамов в Рамешвараме — не просто ритуальные объекты, а мандала мироздания, где каждая точка есть отражение целого. Они служат мостом между человеческим и божественным, напоминая, что осознание единства с Шивой, а он и есть то, что называют Абсолютом - ключ к освобождению.
В целом же архитектурный стиль храма соответствует древней дравидийской культуре. Его посещали многие известные личности, получая здесь не только вдохновение, но и обретая просветление. Хочется упомянуть одного из них. В неприметном для большинства посетителей алтаре находится самадхи великого мудреца – отца йоги Патанджали, чьи йога-сутры оказали влияние на весь мир и продолжают преобразовывать жизни миллионов людей. Именно в Раманатхасвами Патанджали обрел просветление и знания, которыми оказали влияние на весь мир.
По дороге к храму, мы блуждали узкими улочками Рамешварама, проникаясь его своеобразной красотой и размышляя о легенде Ситы и Рамы. Я первый раз очутилась в этом городе и с нетерпением хотела увидеть эти знаменитые колодцы. При этом еще до конца не осознавала, как всё будет происходить.
И вот мы, наконец, пришли к цели. В индийских храмах следует оставлять свою обувь перед входом - прямо на улице. Странная традиция для европейского человека, но такая понятная и родная для индусов. Ведь они приходят в дом своих Богов. И в знак уважения и почтения, оставляют обувь снаружи.
Внутри храма нам повстречался местный пуджари и стал быстро что-то говорить, а потом повел по длинным коридорам. Не успев опомниться, мы подошли к первому колодцу. Неожиданно на мою голову тут же опрокинули целое ведро воды! Благо успела вытянуть руку, чтобы спасти телефон.
После этого омовения сразу стало так хорошо внутри, так весело, как будто с меня что-то тяжелое смыли - то, что балластом следовало не одну жизнь и тянуло вниз.
Мы многое мы в себе несём. Не всегда долги по судьбе приходят из жизни текущей. Очень часто отрабатываем то, что не в состоянии вспомнить. Но ничего в этой жизни с нами просто так не случается. Что заслужили, то и получаем! А если тяготы и невзгоды проживаем с принятием и внутренним изменением, а не с претензией и агрессией, то все гораздо легче происходит. В трудах и трудностях дух только крепнет. Святыми на земле не рождаются, ими становятся. И, как правило, имеют большой жизненный опыт обычного мирского человека, только с неумолимо горящим внутренним огнем познать себя, мир, свою душу, а потом чтобы светить другим своим светом.
В этом суть и предназначение каждого человека. Только приходят все к этому пониманию в разное время. Одни через страдания, другие через опыт и служение, третьи через аскетизм и преданность. Ну а я иду путем гармонии и баланса мира внутреннего и внешнего, ощущением себя частью и сотрудницей единого Космоса, маленькой звездной былиночкой на просторах Вселенной, но точно чувствующей, зачем и для чего она здесь.
Как важно выполнять своё предназначение в этой жизни! А это очень просто понять: если ты любишь то, что делаешь, ты на правильном пути. У тебя будут светиться глаза и огонь пылать в сердце, а внутри всё будет трепетать от восторга. Душу никогда не обманешь. Если ты идешь своим истинным путем, то внутри будет радость, спокойствие и уверенность. Даже если это очень трудно и требует от тебя порой невыносимых усилий. Если оно твое - всё окажется по силам!
Так радостно стало после омовения, так легко! Мы там, где должны были быть... Я обернулась и посмотрела на нашу группу. Глаза у всех девушек светились радостью и удивлением.
Вместе с нашим проводником, мы прошли по лабиринту и омылись из 22-х колодцев! Вода в них настолько разная и очень чистая, что диву даёшься, особенно после того, как насмотришься на обычные реки в Индии.
Такого аттракциона еще не было в моей жизни! Мы кружились во время омовения, поворачивая время вспять. Легкость, радость, окрылённость – вот те ощущения, которое испытали все участники этого действа. Мы резвились и хохотали как дети. Волшебные воды колодцев смывали печать взрослости на лице. И мы вновь ощутили эту лёгкую беззаботность и радость от простого бытия.
Согласно эпосу «Рамаяна», тиртхи - священные колодцы - были созданы богом Рамой после победы над Раваной. Чтобы искупить грех убийства брахмана, Раме нужно было не только исполнить ритуал поклонения Шиве, но и требовалось совершить омовение в священной воде. По одной из версий Рама выпустил 22 стрелы из своего лука. В местах их падения возникли родники. По другой версии топнула Сита своей ножкой и из земли забились целительные источники. Каждый колодец был уникален и связан с этапами духовного очищения.
Одна из загадок Рамешварама - это явление пресной воды в священных колодцах. Несмотря, на то, что остров со всех сторон омывается солёным Индийским океаном, вода в колодцах не только пресная, но еще минерализованная. А главное - разная на вкус. Некоторые исследователи даже сравнивают её с молоком или мёдом. Естественно, людям с сугубо научным мировоззрением требуется объяснить, как такое могло случиться. И они говорят, что остров состоит из пористого известняка и коралловых отложений и дождевая вода просачивается сквозь них, образуя подземные линзы. Якобы происходит явление гидрологического разделения, когда морская вода не смешивается с пресной из-за разной плотности.
Но вода во всех источниках абсолютно разная на вкус и состав! Колодцы находятся на достаточно большой глубине и обладают минеральными свойствами! Конечно, и здесь, ученый скажут, что она фильтруется через слои горных пород, обогащаясь минералами, поэтому в каждом свой состав.
Например, в «Махалакшми Тиртхе» вода железистая. А в «Гаятри Тиртхе» уже с кальцием. Однако, верующие считают, что вода освящена энергией Рамы и Шивы, что делает её «живой» и чудотворной.
Рабиндранат Тагор, нобелевский лауреат и один из величайших поэтов Индии, размышляя о природе, духовности и культурном наследии Индии, указывал на сакральную символику этого места.
В своей книге «Садхана», что означает духовная практика, он передаёт поистине космическое видение духовности, а именно связи человека с духом и Вселенной. Оно пронизано тонким поэтическим восприятием и осознанием мироздания как эволюционирующего Космоса. Мир для него – это живое воплощение божественного. А потому, он говорит о том, что, когда человек омывается в священных водах, он не смывает грязь с тела, но очищает ум от тьмы неведения. И омовение в 22-х колодцах Рамешварама — это шаг к преображению. Этот ритуал - один из способов соединения с «живым» Космосом.
Идея Тагора - растворение ложного ощущения отделенности «я» личности от вселенского сознания, очень близка и созвучна моему мировоззрению. Есть такое понятие – «душа народа». По моим наблюдениям, народ Индии, как никакой другой, отражает смысл этого понятия. И он прослеживается буквально во всем: в их обычной повседневной жизни, в семье, в отношениях друг с другом в социуме. И даже в их условном отсутствии правил дорожного движения. Они живут и действуют так, будто обладают коллективным разумом, уважая и принимая мир, себя и другого человека таким, каков он есть. В этом заложена потрясающая глубина космического сознания и мирового баланса.
«В каждом храме, в каждом камне этой земли живёт дыхание веков, и тот, кто умеет слушать, услышит их песню» - утверждал Рабиндранат Тагор. Возможно, именно эту «песню» Рамешварама великий поэт ощущал, говоря о вечном диалоге человека с божественным.
Философия Рамешварама - искупление, связь с предками, единство противоположностей, вселенское равновесие.
С чем связана эта цифра? Ведь в Индии всё символично. И все имеет свое определение.
К самым известным тиртхам относят: «Агнитиртхам» - на берегу моря, где Рама совершил первое омовение. Вода здесь солоноватая, но считается, что она сжигает кармические грехи и именно с неё важно начинать омовение.
«Сита Тиртха» - источник, созданный Ситой. Вода в нем сладковатая, символизирует женскую энергию и плодородие.
«Коди Тиртха» - связан с коровами. Верят, что омовение здесь дарует богатство.
«Рама Вилочана тиртха» - освобождает от долгов, а в «Сугриве Тиртхе» вы наделяетесь мудростью.
«Тиртха Драупади» считается особенно важной для женщин, потому что обеспечивает им долгую жизнь и любовь в семье.
Число 22 в индуизме имеет глубокий смысл. 22 шага к очищению. Каждый колодец соответствует этапу духовного преображения. Паломники омываются во всех 22 тиртхах, проходя путь от греха к пробуждению от невежества.
Интересно, что со мной произошла здесь такая история. Как-то так получилось, что из 21-го колодца я не успела омыться. Провозилась с камерой, снимая группу. И проводник перешел уже к 22-му колодцу. Но зато из него мне досталось аж два ведра.
Число 22 имеет связь с ведами и астрологией. Так, в санскритском алфавите Деванагари 22 буквы, используемом для записи мантр. Также число 22 - это сумма 9 планет (наваграха), 12 зодиакальных созвездий (раши) и одного «пустого элемента» (акаши), что символизирует единство космоса.
Таким образом, 22 тиртхи Рамешварама — это сплав мифа, геологии и метафизики. Они воплощают идею единства противоположностей: солёного и пресного, земли и неба, человека и божественного. Даже учёные признают: уникальный баланс минералов и пресной воды здесь нарушает все привычные законы природы, словно подтверждая: в этом месте действительно есть нечто сакральное, не поддающееся логическому объяснению.
Елена Романова
![]() |
Продолжение публикациичитайте здесь: |
В нынешнем году мы вновь собираемся в путешествие по Южной Индии с небольшой группой друзей «Ауры». В нашем маршруте есть и Рамешварам, о котором написано в этой главе. Осталось два места для желающих ехать туда вместе с нами. Присылайте заявку, и мы пришлем вам подробности!
|
Книга Маниши Шанти «Мандала Волшебства» об Индии. Но от многочисленных путевых заметок она отличается тем, что в ней кроме описаний достопримечательностей есть нечто такое, что позволяет проникнуть в запредельное. Основные события разворачиваются на юге страны. Но они лишь фон для описания внутренних ощущений, возникающих при соприкосновении с энергетикой этих мест…
Книга будет полезна всем, кто был или же только собирается в дальние путешествия. И тем, кто хотя бы мысленно отправится в Путь. Не обязательно таким местом должна быть Индия. Любое место силы может стать отправной точкой для открытия собственных тайников души. И это самое важное. Ведь мы едем в такие места вовсе не за тем, чтобы оставить надпись: «Здесь был…». А для того, чтобы в нас произошли какие-то позитивные изменения, начался духовный рост. И этому тоже надо учиться.
«Мандала Волшебства» - своеобразный путеводитель по внутреннему миру. Эта книга подсказывает, что в каждом есть неисчерпаемые возможности и резервы, которые мы мало используем. Но именно они могут превратить нашу жизнь в настоящую сказку.
Вы можете заказать эту книгу в великолепном полиграфическом исполнении прямо сейчас. Стоимость вместе с пересылкой по Российской Федерации – 1100 рублей. Для тех, кто участвовал или будет участвовать в семинарах "Ауры" – 800 рублей.
![]() |
Чтобы получить книгу, отправьте заявку по электронной почте на адрес: borisaura@mail.ru или написав на наши аккаунты в соцсетях:- в Одноклассниках, - ВКонтакте,В заявке укажите:1. Фамилия, имя, отчество; 2. Почтовый адрес (с индексом) для отправки книги по почте. 3. Обратный e-mail и телефоны для связи. |
Если хотите быть в курсе новостей «Ауры», подпишитесь на информационный портал в Телеграм по этой ссылке-приглашению: https://t.me/auravolshebstvaМожно также подписаться на рассылку Клуба «Аура» в «WhatsApp»: https://chat.whatsapp.com/2wEDNkkzdty7zsc7DzQiQ2
|
Семинары «Ауры» - это путь к себе настоящему!С обновленным расписанием встреч друзей «Ауры» в горах, на море и в зарубежных поездках вы можете ознакомиться здесь |
Заявку можно прислать любым удобным способом в произвольной форме:По электронной почте на адрес: borisaura@mail.ru или на наши аккаунты в соцсетях: - в Одноклассниках, - ВКонтактеWhatsApp: +7(988)-737-71-28В заявке укажите: 1. Фамилия, имя, отчество; 2. Дата рождения; 3. Город проживания; 4. Электронная почта; 5. номер телефона для связи; 6. Укажите, на какой из семинаров хотите попасть. 7. Расскажите немного о себе, а также о том, что вы ожидаете получить на семинаре. |
![]() |